Автомобильный рынок России является частью мировой системы, но при этом, как и любой другой национальный рынок имеет свои особенности. Посетив авто форум увидишь большое количество самых различных мнений и прогнозов относительно состояния и перспектив российского авто рынка в 2012 г.
Предыдущий год является отправной точкой года текущего. Его показатели одним из основных ориентиров и пищей для анализа и прогнозов на будущее. В 2011 г. рост продаж автомобилей по различным данным составил около 40 %. Можно сказать, что Россия хотя и чуть-чуть не достигла докризисного уровня, но очень старалась это сделать. Объяснения этому лежат в плоскости общего оздоровления экономики, широкой программы утилизации и кредитования. Много продавали отечественных автомобилей, что, несомненно, связано с программой утилизации. 2011 был годом успешным, но какой задел он оставил году 2012?
Количество автомобилей на 1000 человек для примера составляет: в Европе около 450, в США около 700, в России около 250. Эти цифры объясняют, что российскому авто рынку деваться некуда и он просто вынужден в перспективе расти. Этим он, скорее всего, и будет заниматься в 2012 г. По оценкам большинства экспертов не следует ожидать такого же скачка как в 2011 г., но рост в 8 – 15 % представляется наиболее вероятным. По прогнозам за год будет продано около 2,7 млн. автомобилей. Продажи отечественных автомобилей будут ниже в среднем на 11 % (сворачивание программы утилизации), вырастут на 11 – 15 % продажи российских иномарок, на 7-8 % пойдет в гору импорт. Т.о. будет наблюдаться не только рост, но и незначительные изменения в сегменте.
Можно предположить, что Россия будет идти в русле мировых тенденций увеличения вторичного рынка автомобилей, что и так объясняется национальными особенностями. Граждан, желающих, приобрести автомобиль меньше не станет, а вот количество автолюбителей, имеющих возможность приобрести новую машину, вряд ли сильно увеличится.
Не следует ожидать, что в связи с вступлением России до августа 2012 г. в ВТО произойдет значительное снижение стоимости иномарок. Высокие ввозные пошлины будут изменяться в сторону уменьшения до 2018 г. Процесс не быстрый, так что вожделенные иномарки не хлынут потоком в страну и не упадут в цене в этом году.
Исходя из общих настроений, можно сказать, что скачок автомобильного рынка в стране 2011 года, в 2012 году плавно переходит в довольно бодрую рысцу, равномерность и скорость которой во многом зависят от общеэкономической мировой и российской обстановки.