Любой опытный водитель прекрасно знает, а каждый начинающий автолюбитель непременно должен узнать, что торможение в процессе управления автомобилем бывает двух видов. Это обычное снижение скорости и экстренное. По сути, второй вариант торможения – запрещенный правилами прием. За исключением тех случаев, когда данное действие призвано избавить участников движения от более серьезных последствий аварии.
Поэтому техника экстренного торможения должна быть освоена и доведена до автоматизма реагирования каждым водителем. Независимо от того, за рулем безотказной ауди q7 он, орудует или ведет отечественную модель ВАЗа. Правил экстренного торможения существует достаточно много. Усложняет ситуацию и то, что в различных условиях меняется и техника грамотного поведения водителя. Но некоторые элементы остаются обязательными в любых обстоятельствах.
Так, во-первых, что такое экстренное торможение? Это блокировка колес с одновременным проведением ряда сопутствующих манипуляций: переключением скоростной передачи, поворотом руля в сторону заноса или в противоположный бок и т.д. Блокировка колес в любом случае ведет к началу скольжения. То есть экстренное торможение гарантированно приведет к началу заноса. Это нужно понимать. Другое дело, что попадет машина в занос или нет – зависит от скорости действий водителя.
Во-вторых, что касается специфических особенностей поведения в моменты экстренного торможения.
1. Максимум положительного эффекта, который водитель может получить, достигается на грани наступления блокировки колес. Чаще всего первыми блокируются задние колеса. Именно в период начала их блокировки актуален способ так называемого пульсирующего торможения. Когда водитель не зажимает до отказа педаль тормоза, а попеременно нажимает ее и отпускает. Это позволяет избежать попадания в неконтролируемый занос.
2. Если заноса избежать все-таки не удалось, необходимо реагировать в зависимости от особенностей автомобиля. Так, к примеру, если это заднеприводная audi s5, то скорость машины нужно максимально быстро сбросить, а руль – повернуть в сторону самого заноса. С переднеприводным авто все немного иначе: руль тоже поворачивается в направлении заноса, но скорость машины нужно не сбавлять, а увеличивать.
3. Стояночный тормоз о время экстренного торможения использовать не стоит категорически. Даже опытные, не раз выходившие из проблемных ситуаций на дороге водители, и те не рискуют блокировать машину подобным образом. Поскольку резкая остановка оборотов колес с вероятностью в 99% приведет к попаданию в неконтролируемый занос с самыми трагическими последствиями.