Но вернемся к кузову. Ведь на современном автомобиле он, сминаясь, обязан поглощать энергию удара, оставляя нетронутым жизненное пространство в салоне, верно?
Увы, в случае с Волгой это было не так. Свершив свое черное дело по перемещению баранки в салон, левый лонжерон стал хаотично ломаться, изогнувшись под полом устрашающим зигзагом неудачи.
Оттого и сиденье водителя сильно ушло вниз: пол под ним просто провалился. Кстати, силовой агрегат тоже подлил масла в огонь деформации. Когда двигатель от удара пошел назад, коробку передач удержала мощная задняя опора. И мотор с коробкой, словно рычаг, помогли доломать лонжерон и деформировать пол.
А остальные элементы кузова, увы, при ударе спасовали. «Там, где тонко, там и рвется»… Тонко оказалось в местах точечной сварки — металл трещал по швам и слева, под ногами водителя, и даже справа, под пассажиром.
Левое крыло легко разошлось с брызговиком по редким местам крепления, никак не помогая гасить энергию удара. Лонжероны в тех местах, где они были прихвачены к полу кузова, просто оторвались от него…
Кстати, несмотря на внешнюю целость, кузов повело весь. Винтом изогнулся правый (!) лонжерон, а весь передок своротило наверх. Был бы удар сильнее, и Волга просто сложилась бы по щиту передка, окончательно зажав водителя между рулем и сиденьем…
Вообще, Волга произвела удручающее впечатление этакой самоделки, с годами хаотично обраставшей новыми деталями. По линейке нарисовали простенький лонжерон коробчатого сечения, приварили к полу — нормально. Гнездо переноски? Давайте приладим его здесь, прямо под ногами у водителя, в травмоопасной зоне. Бензопроводы? Кинем их по щиту передка рядом с лонжероном. А ведь именно в этом месте кузов деформируется сильнее всего, подставляя топливную магистраль под удар.
Вместо похоронной трубы звучат победные фанфары! Замедление головы водителя едва превысило 70g, а критерий вероятности повреждения головы HIC, равный 440, — пока что лучшее значение в абсолюте, полученное нами в ходе всех краш-тестов!
Почти все нагрузки, которые действовали на водителя и пассажира Волги, оказались намного ниже опасных уровней. Ура — все живы, здоровы и как ни в чем не бывало кушают компот!
Как в случае с мутировавшей ящеркой Годзиллой, размер имеет значение и при ударе. Машина-то большая, и металла в ней — пусть кое-как сконструированного и плохо сваренного — много.
Поэтому и нагрузки на манекены при этом ударе оказались невелики. Более того, вылезшая в салон баранка сыграла роль этакой подушки безопасности, не дав манекену разогнаться до удара головой.
Между прочим, несмотря на нормальную работу ремней безопасности, к их расположению есть одна претензия. Замок водительского ремня крепится к полу кузова так, что при ударе он опирается на рукоятку регулировки угла наклона спинки сиденья. И после нашего краш-теста пластиковый корпус замка треснул. А если нагрузки будут больше, и не выдержит не только корпус, но и механизм замка?
Словом, несмотря на хорошие цифры, Волга произвела на нас плохое впечатление. Да, при подобных столкновениях на скорости 50 км/ч «баржа», похоже, наиболее безопасна среди всех отечественных автомобилей — но только потому, что она и самая большая.